Госдума в первом чтении приняла закон о штрафах за ссылки на запрещенные в России ресурсы. Эксперты считают, что иных серьезных поправок в этом законе уже не будет, сами же штрафы удастся получать только с крупных поисковиков.
Напомним, что сами анонимайзеры, позволяющие класть в основу запрещенные ресурсы, воспретят в РФ с 1 ноября 2017 года. Если анонимайзер будет использоваться для доступа к запрещенным сайтам, то Роскомнадзор имеет право ограничить к нему доступ полностью (). При этом анонимайзерами смогут пользоваться операторы государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления.
«Народ, немедленно сохраните себе все ссылки на анонимайзеры, поставьте отдельный браузер со всеми расширениями и вообще, сохраните себе разные утилиты. Быстро их будет трудно достать», - так реагируют на новые штрафы, пусть еще не до финала легализованные, пользователи в соцсетях. И если новинки, касающиеся регулирования телеком-рынка обычно распространяют специализированные общества, то информацию о штрафах за анонимайзеры перепостило и общество в ВК «Церковь свидетелей конституции», и общество «На районе (Солнцевские)».
Адвокат Александр Титов не размышляет, что у «штрафного» закона будут корректировки во втором и третьем чтении. «У этого законопроекта очень ограниченная сфера действия. Пойдет речь об "Яндексе" и Google, так как поисковые системы зарабатывают в России на рекламе, а также о Mail.ru и "Рамблере", которые распространяют рекламу при выдаче результатов запроса, - отмечает Александр Титов. – Полностью зарубежные поисковые системы требования об ограничении выдачи ссылок выполнять не могут. И в конечном счете не штрафы, а переход части аудитории на иные поисковики, обязан затронуть финансовые интересы популярных в России поисковиков».
Аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, говоря про штрафы, уверен, что получить их можно будет только с крупных компаний-поисковиков. «После первых попыток взыскивать такие штрафы ссылки на воспрещённые сайты исчезнут из выдачи поисковых машин, что сделает бизнес, связанный с анонимайзерами, убыточным, из-за дороговизны привлечения клиентов. Останутся только некоммерческие проекты, поддерживаемые идейными персонажами, наподобие Ассанжа и Сноудена. Однако такие проекты, абсолютно, останутся, и их изредка будет можно даже найти, хотя пользоваться будет неудобно», - говорит Леонид Делицын.